Сантоша.




laxmi

Открыть музыку в окне

Принцип сантоша (удовлетворенность) - это очень важный принцип. О нем говорит и Шанкара, только он называет его вайрагья (бесстрастие). Удовлетворенность означает, что мы довольны миром, довольны собой, довольны жизнью, мы счастливы. Это не тупое самодовольство, происходящее от эго. Это истинное внутреннее довольство, потому что ты в гармонии с собой, с миром, с Богом. Ты всегда всем доволен, ты всегда просто светишься от счастья и иногда даже вынужден специально это скрывать, чтобы сильно не выделяться. Если ты будешь всегда улыбаться среди хмурых людей, они могут подумать, что с тобой что-то не так. Но ты знаешь, что с тобой все «о-кей».  

 Принцип удовлетворенности означает, что мы не в претензии к миру, не в претензии к себе, не в претензии к Богу. Неудовлетворенный человек всегда в претензии к кому-нибудь, к чему-нибудь. Он найдет, к чему быть в претензии, это такая работа сознания.

Это подобно тому, как человек наступил сам себе на ногу, ему больно, он страдает, но не понимает, что он сам - причина своих страданий, но он хочет найти внешнюю причину того, что ему больно и спроецировать свою боль на что-то. Но из-за того, что у него нет понимания, он в неведении, он находит какие-то предлоги для своих проекций, чтобы спроецировать эту боль и это страдание. А если присмотреться, то она сам стоит на своей ноге, сам себе доставляет боль и страдание.

 Неудовлетворенность происходит из-за того, что есть неприятие ситуации, а неприятие ситуации происходит из-за сильной двойственности, из-за слабой осознанности. Когда нет ясности и слабая осознанность, то ситуация нас ограничивает, мы подпадаем под ее влияние. На самом деле, нас ничто не может ограничить: никакая ситуация, но из-за слабой осознанности мы так втягиваемся в ситуацию, что нам кажется, будто ситуация нас ограничивает. Тогда у нас нет выбора, и нет ответственности - коль нет выбора, мы не отвечаем (как бы). Реально - выбор всегда есть, и именно наша ответственность всегда есть. Но в состоянии неведения кажется, будто выбора нет, а если нет выбора, то нет ответственности. Тогда мы ищем: «Кто же ответственен за это? Кто же ответственен за нашу неудовлетворенность, за наши страдания?» Алла Пугачева, президент Америки, олигархи, кто угодно. Мы подыскиваем, ум просто перебирает близкие варианты: «Нет, это далеко, это далеко. А! Сосед ближе. Жена, дети еще ближе». Затем идет просто проекция, выплескивание, ум захватывает, находит определенную цель, и идет отождествление: «Вот он, источник моей неудовлетворенности». Но это все - иллюзия, заблуждение, сон.

Источник любой удовлетворенности только внутри и нигде больше. Мы сами несем ответственность за все, что мы испытываем, и у нас всегда есть выбор - это важно понять. Тот, кто удовлетворен, хорошо это понимает. Он полагается, прежде всего, на себя в том плане, что только от него зависит, быть счастливым или быть неудовлетворенным.

Что же означает сантоша? Терпение. Практиковать йогу - означает практиковать терпение, с самого начала это следует понять. Нужно взращивать терпение, упражняться в нем, терпеть, когда вам что-то не нравится, неприятно; когда вас выводят из себя другие; когда вы слышите неприятные звуки или речи. Йога - это терпение (титикша), бесстрастие (вайрагья).

Другой принцип, помогающий удовлетворенности, - довольствоваться малым. Это не означает, что вам надо сузить свое сознание и думать: «Мне так мало надо, пусть будет мало всегда». Нет. Довольствоваться малым означает - принимать все, что происходит в полноте, так, как будто его много. 

Признаки удовлетворенности - это смирение, старание быть смиренным, приятная, гармоничная речь. У вас нет злобных слов, выпадов, критики, хулы, злословия в адрес других. Есть легкое чувство юмора, особенно по отношению к своему эго, когда вы видите все его игры, но никак им не поддаетесь. Вы думаете: «Ну, давай, давай, эго, играй».

Когда есть удовлетворенность, вы полагаетесь на себя, потому что знаете, что вы сами источник всего, вы не полагаетесь на других. Когда удовлетворенности нет, то чувство такое: «Мне все должны», а когда есть удовлетворенность, думаешь: «Это я всем должен».

Удовлетворенность - это позиция джняни, йога, когда ум постепенно усмиряется. Неудовлетворенность - это позиция сансарина, обывателя, кармического человека; того, кто подвержен сильному влиянию майи; чей разум очень сильно обусловлен.

Тот, кто пребывает в сантоше, кто удовлетворен, полагается на себя, потому что он научился полагаться на себя, он открыл внутри себя безграничный потенциал удовлетворенности. Он знает: «Я отвечаю за все свои выборы, за все свои действия. Это мой мир, моя жизнь, я завишу полностью сам от себя. Я ни от кого не завишу». Неудовлетворенный человек зависим, он всегда в зависимости от внешнего, от собственных желаний, эгоизма. Именно поэтому он проецирует свои ожидания на внешнее, на других и имеет позицию «мне все должны». На самом деле, это позиция неудачника по жизни.

Удовлетворенный человек, напротив, полностью самодостаточен, внутри свободен и его позиция: «Мне никто не должен, это я пытаюсь что-то дать другим, потому что чувствую моральную ответственность за это».

Тот, кто пребывает в удовлетворенности и полагается на самого себя, понимает, что весь мир - это проявление сознания. Мир есть проекция сознания. Все зависит от тебя, не от других, совсем не от других. И даже если другой человек причиняет тебе страдания, ты должен понимать, что, очевидно, это твое сознание рисует такие картины в тонком мире, и эти картины материализуются раз за разом. Очевидно, проблема, прежде всего, в твоем сознании. Когда твое сознание поменяется, этот человек исчезнет.

Наше сознание само выбирает разные варианты реальности, разные тоннели реальности, оно скользит по ним. Оно подобно червю внутри яблока, который ползает по разным тоннелям, и открываются разные варианты реальности (если представить вселенную в виде такого яблока). Сознание ползает, как червь внутри этого яблока, и каждый поворот открывает какой-то вариант реальности.

Состояние удовлетворенности наступает в приятии всего, любая ситуация принимается с благодарностью как определенный урок зрелости духовной жизни или даже как даршан, как божественный Шактипат. В состоянии неудовлетворенности всегда очень резкое, жесткое неприятие ситуации. Чем сильнее мы не принимаем ситуацию, тем больше наша неудовлетворенность, а ситуация все равно не хочет нас слушать, она все развивается и развивается, неудовлетворенность нарастает и нарастает. Тогда возникает гнев, агрессия, желание силовыми методами, во что бы то ни стало изменить ситуацию, - это тоже сильное проявление неудовлетворенности. В очередной раз мир не стал таким, как мы хотим.

Если человек пребывает в удовлетворенности (сантоше), то в его центре - Бог, осознанность, созерцательное присутствие, и он служит другим. Удовлетворенный человек контролирует свой ум и усмиряет все его поползновения, он не дает своему уму и эго тиранить себя.

Путь к обретению удовлетворенности - это различающая мудрость, самоисследование (вичара). Когда у нас появляется различающая мудрость, мы можем отличать эго, ум от чистого Сознания и понимать, что ключ к удовлетворенности - быть в чистом Сознании, созерцательной осознанности и постоянно нащупывать, распознавать это чистое Сознание. А если быть в эго, в уме, то это ключ, путь к неудовлетворенности. 

Тот, кто пребывает в состоянии удовлетворенности (сантоши), понимает, что мир есть проявление его сознания; что все зависит от него; что все, что есть вокруг, это ты сам. Ты сам, проецируя, создаешь различные ситуации и затем попадаешь в них. Соответственно, все зависит только от тебя. Поэтому тот, кто удовлетворен, всегда полагается на свое внутреннее осознавание, у него нет или очень мало зависимости от внешнего. Поскольку он полагается на внутреннее, у него никогда нет неудовлетворенности от желаний, от зависимостей. Он знает, что его сознание есть источник всего, есть волшебный, мистический камень, драгоценный эликсир, из которого можно извлечь все, что угодно. Даже если происходит что-то неудовлетворяющее, такой человек просто рассматривает это как следствие своих собственных недостатков. Он всегда ищет недостатки в самом себе, а не в ситуации. 

 

Что такое мир? Мир - это последовательное развертывание тонких кармических отпечатков из потока сознания. Мир творится сознанием, как фильм творится проектором в кинотеатре. Кадры на кинопленке можно уподобить васанам и самскарам - кармическим отпечаткам. Эти кармические отпечатки просто разворачиваются, они проецируют мир вокруг нас кадр за кадром, постоянно. Вот что такое окружающий мир. Это говорит риши Васиштха, это говорит святой Даттатрейя, это говорит Шанкара, это говорят все святые Адвайта-Веданты. Очень важно понять эту истину.

То, что происходит вокруг - это не внешняя, не объективная реальность, это субъективная реальность, которая только кажется внешней. Это как будто внутри нас, в центре головы находится кинопроектор, а глаза - это объективы. Внутренний Свет вместе с васанами, самскарами, то есть образами подсознания, просто проецируется наружу и создает этот мир. Вот что такое реальность.

От нашего настроя, нашей осознанности зависит то, что будет проецироваться. Мир зависит от нашего сознания. Меняя себя изнутри, мы меняем мир - такой закон. Тот, кто усмирил ум, знает этот секрет, а кто не усмирил ум, этого секрета не знает. Он сначала проецирует реальность, а затем злится на нее, привязывается к ней, грозит ей кулаком, не понимая, что эта реальность спроецирована изнутри, из него самого.

Тот, кто пребывает в удовлетворенности (сантоше), всегда позитивен. Сейчас очень популярны курсы позитивного мышления. На самом деле, я считаю, что это очень важная вещь. Это прямая проповедь принципа, называемого «сантоша». Вам надо научиться всегда быть позитивными, всегда мыслить позитивно, абсолютно всегда, потому что мыслить не позитивно - это как аномалия, как что-то неправильное, извращенное, как нарушение космического закона. Мы изначально позитивны, наш Источник - Бог изначально позитивен: Жизнь, Бытие, Существование изначально совершенно, чисто, прекрасно и позитивно. Если мы не позитивны, это значит, что с нашим видением что-то не так. Может быть, это связано с нашими прошлыми жизнями, но что-то не так, это надо исправлять.

Если человек неудовлетворен, у него есть большая внутренняя проблема, которая зависит от прошлых жизней, от накопленных отпечатков, самскар, васан, импульсов, и у него нет силы различения понять это, он этого не видит, он наполовину слепой. Тогда у него сильная зависимость от внешнего мира и такая установка: «Мне все должны: жена мне должна то, правительство должно это, начальник на работе должен то, мир должен то, Бог мне должен то», и прочее. Он в жуткой оппозиции по отношению к миру, к Вселенной, и у него постоянно такая работа сознания.

Тогда что происходит? Он притягивает соответствующие вселенские энергии. То есть, это как сознание голодного духа (прета), и вселенские энергии откликаются, они реагируют, они обязаны отреагировать, и он постоянно попадает в такие тоннели реальности, где он всегда неудовлетворен. Тогда он думает: «Вот! Я же говорил, так оно и есть». Он сам сдвигает себя в такие вселенные, такие тоннели реальности, а затем это переживает, не понимая секрета, что все зависит от него самого, от его собственного сознания. Тогда он становится страдающим, неудачником, переживающим ограничения, заблуждения. Он в большом замешательстве, он считает, что его обидел Бог, обидела жизнь, что другие люди его ограничивают, что судьба у него такая; или он везде ищет какой-то подвох, что его никто не ценит, не уважает. Удовлетворенный человек не ищет ни уважения вовне, ни того, чтобы его ценили, он не стремится к самоутверждению. Ему достаточно того, что он сам себя уважает, и когда он внутри сам себя уважает, то вовне это тоже видно, это проецируется вовне. Уважать самого себя означает - понять, что ты сам внутри Бог, и ты бесконечно уважаешь Бога в себе, и ты уважаешь Бога в других.

Неудовлетворенный человек постоянно склонен винить других и часто впадает в негативизм, у него нет позитивного, чистого видения. Тот же, кто удовлетворен, напротив, утверждается во все более глубоком и глубоком чистом видении.

Тот, кто пребывает в удовлетворенности, ставит в центр внутреннюю осознанность, Бога, а тот, кто не удовлетворен, ставит в центр самого себя. Он игнорирует других, он игнорирует вселенную, мир, а вот его эго очень большое, он придает очень большое значение эго, и тогда возникает большой диссонанс, он постоянно пытается, чтобы другие его оценили, полюбили; пытается самоутвердиться. Он постоянно выпячивает это, говорит: «Посмотрите, какой я важный. Полюбите меня, дайте мне хоть что-нибудь». Это еще называется «состояние маленькой бедняжки».

Когда занимаешься йогой, таким быть нельзя. Нельзя быть «маленькой бедняжкой», особенно изучая Адвайту. Надо уважать себя, полагаться на себя, и тогда Вселенная тоже начнет тебя уважать.

Если вам удастся во всем видеть Бога, вы испытаете прорыв в чистом видении. Чистое видение - это следующий этап после того, как мы немного обрели удовлетворенность и усмирили ум. Чистое видение означает, что мы видим мир божественным. Мы видим, что все есть божественная игра (лила), через ситуации к нам идут уроки, даршаны или, может быть, отсечение иллюзий или надежд; через людей действуют боги, божества (дэваты). Это божественное совершенство, уроки, даршаны проявляются через все, что происходит. Если у нас достаточно мудрости, мы распознаем эти даршаны и будем им всегда благодарны, потому что мы духовно созреваем, растем через все это.

Никогда не следует терять удовлетворенность, когда что-то проявляется. Почему? Потому что даже логически это бессмысленно. Когда что-то происходит - это карма, это реализовывается наша прарабдха-карма. То, что мы накопили раньше, сейчас возвращается. Это уже было спланировано внутри нас и находилось годы и сотни лет, а теперь есть подходящая ситуация, и это развернулось. Нет смысла из-за этого огорчаться, причины созданы ранее, созданы давно.

Во-вторых, с точки зрения Адвайты, мир - это проявление нашего «Я», нашего сознания. Коль все есть проявление нашего сознания, то нет смысла страдать или огорчаться. Можно, конечно, подумать, как изменить свое сознание, чтобы мир проявился  иначе.

В-третьих, мир вокруг - это божественная игра (лила), надо только узнать ее. Если у нас есть неудовлетворенность, мы не узнаем эту лилу, а если есть удовлетворенность, мы ее распознаем.

В-четвертых, «Все, что ни проявляется - это иллюзия», - говорит нам Адвайта, это говорит также и риши Васиштха, и Шри Шанкара. Это сон, это иллюзия - никогда не надо забывать об этом. Брахман трансцендентен, весь мир есть только Брахман, а все, что ни происходит - это иллюзия. «Брахман Сат Джагат Митхья» - говорят ведические писания.

Адвайта - это Йога, Джняна-йога. Значит, практиковать ее может только йог. Качества йога начинаются с того, что мы пытаемся выработать в себе удовлетворенность (сантоши) как принцип ниямы, очень важный принцип.

Если вы чувствуете, что у вас нет такой удовлетворенности, вам не следует сразу приступать к практике йоги, к практике Просветления, Освобождения, техникам, пранаямам, асанам. Почему? Потому что если вы начнете практиковать в состоянии неудовлетворенности, неудовлетворенность раскроет ваше подсознание, и поток васан, самскар, то есть кармических отпечатков прошлых жизней усилится. Скорость движения этого потока тоже усилится, и ваша неудовлетворенность станет еще сильнее, она будет нарастать все больше, и ваша духовная практика сделает вас еще более зависимым, еще более неудовлетворенным, страдающим, у вас будут накапливаться внутренние стрессы, агрессия. В итоге вы придете к тому, что йога не помогает, а наоборот, делает только хуже. Сначала надо попытаться выработать в себе качество удовлетворенности (сантоша).

В древности святые Учителя обращали большое внимание на то, чтобы ученики сначала несколько лет вырабатывали в себе качество удовлетворенности. Необязательно делать пранаямы, асаны, медитировать, ты можешь просто пилить дрова, можешь просто косить траву, но с благодарностью, с целостностью, без каких-то проблем, присутствуя в настоящем моменте без ограничений, претензий, амбиций. Когда ученик обретал эту внутреннюю целостность, удовлетворенность, тогда ему передавалось Учение, секретные техники, медитации, асаны, пранаямы, визуализации и прочее, потому что он созрел, он выполнил этот принцип сантоша.

height="15" />

 



Обновлен 25 апр 2017. Создан 22 мар 2017



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 

SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!

Flag Counter